Цифровой ответ пандемии
«Дистанционное обучение как цифровой
ответ пандемии»
 
Авторы: Администрация МОУ «Днестровская средняя школа №1»
Нагорнова Инна Борисовна, директор школы
Марьянова Ирина  Борисовна, заместитель директора по УВР
Данич Евгения Васильевна, заместитель директора по УВР
Дурбайлова Оксана Николаевна, заместитель директора по ВР
 
   1 апреля 2020 года в школах Приднестровья стартовало дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение независимо от способа реализации отличает:
  • разъединение в пространстве и/или времени педагогов и обучающихся, обучающихся между собой, а также обучающихся и образовательных ресурсов;
  •  взаимодействие между педагогом и обучающимся, между обучающимися, а также между обучающимися и образовательными ресурсами посредством различных видов телекоммуникаций.
       Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических,  программных  и административных средств глобальной сети Интернет. Педагоги преподают школьникам уроки при помощи образовательных и коммуникативных платформ. В основном это видеосвязь, интернет-сайты и мессенджеры. Отличительной особенностью является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео-и аудиозаписи, электронные библиотеки вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео-и телевизионных уроков, лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций    с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых  более продуктивным и содержательным.
Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики разработаны методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации описывают примерные модели реализации образовательных программ, особенности проведения учебной и производственной практик в дистанционном формате. Организациям образования рекомендуется проводить учебные занятия, консультации, вебинары на школьном портале или другой платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, которые помогут организовать и выстроить дистанционные уроки. Наличие широкого набора технологических решений и онлайн-платформ помогают педагогам своевременно отвечать на вопросы учащихся и оценивать их работу в удаленной форме.           
 
Дистанционное обучение - это особый формат обучения, в котором свои права и обязанности сохраняют в полном объеме все участники образовательного процесса. Важно! Дистанционное обучение - не самостоятельное обучение учащихся. Предполагается такое же, как и в очном режиме активное участие всех участников образовательных отношений только в других формах.                   

Учитель определяет не только объем материала, который должен усвоить учащийся за определенный промежуток времени, но и создает для учащегося стратегию обучения, «ведет» его на протяжении всего процесса. Имеет право на поддержку (в том числе и техническую) со стороны администрации.                    Учащийся выполняет определенный учителем объем заданий в установленные сроки, имеет право на поддержку и помощь со стороны учителя и классного руководителя.                                  
Родители в полной мере отвечают за «явку» учащихся на дистант и контролируют процесс получения рабочих материалов для учащихся. Имеют право на информацию о состоянии процесса обучения со стороны учителя и администрации.                                              
Классный руководитель выполняет координацию между всеми участниками процесса.
 Эффективность дистанционного обучения можно прогнозировать только  в том случае, когда оно будет наилучшим образом удовлетворять требованиям родителей. Важным аспектом должна являться «Безопасность дома» при общении обучающихся  в социальных сетях.
Общение в социальных сетях – это интересная возможность, особенно для детей, чей круг общения ограничен по различным причинам. Безусловно, для безопасности детей необходим тандем родителей  и педагогов. Дистанционное обучение использует две формы взаимодействия учителя и учеников :                       
   1. асинхронную, когда учитель размещает в сети материалы для изучения   и задания разного рода, а ученик в удобное для себя время  в определенном учебным графиком интервале с этими материалами работает: читает теорию, рассматривает иллюстративный материал, отвечает на вопросы, выполняет тренировочные упражнения и контрольные тесты;                                                   
          
  2.  синхронную,  когда участники образовательного процесса (кстати, не только педагог и ученик, но и ученик – с другими учениками) могут взаимодействовать синхронно, в реальном времени. Для этого взаимодействия существуют специальные средства, одно из наиболее удобных – программы Zoom, Skype, которые дают возможность обмениваться голосовыми и текстовыми сообщениями, при наличии специальной web-камеры   можно не только говорить с собеседником, но и видеть его в реальном времени, позволяют задавать возникающие по ходу обучения вопросы, уточнять непонятное, осуществлять коллективные виды учебной деятельности. Использование этих программ делает учебный процесс с использованием дистанционных технологий более живым, более коммуникабельным  в WhatsApp, Facebook, Viber, Google Hangouts  и в электронной почте.        
Во время дистанционного обучения детям необходима  помощь родителей
Как можно скорее убедитесь, что у вас и вашего ребёнка есть адрес электронной почты .                    Это важно для ребёнка, чтобы он сам имел доступ к инструкциям и заданиям, которые отправляет учитель. Если у вашего ребёнка дома нет возможности использовать цифровые устройства, обязательно сообщите об этом классному руководителю, чтобы вы смогли вместе найти наилучший способ организации обучения вашего ребёнка. Важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя изолированным, если он не имеет возможности использовать все необходимые решения. Может быть, школа сможет временно обеспечить  оборудованием, необходимое семье.
Не следует информацию по организации обучения и действий связанных со школьными занятиями взваливать исключительно на плечи ребёнка. Даже если он достаточно взрослый, чтобы справляться со школьными занятиями в обычной ситуации. Для него также нынешняя ситуация является новой и напряжённой, и ему необходимо больше поддержки, чем обычно. Родитель теперь является словно правой рукой учителя, который помогает ребёнку быть в курсе событий и поддерживает его в привыкании к новой рутине. Родители и учителя могут иметь возможность общаться друг с другом в определённое время, например, раз в неделю, по телефону  и т. д. Учитель может дать родителям дополнительные рекомендации, а родители могут попросить у учителя совет для поддержки ребёнка в дистанционном обучении. Вполне вероятно, что ребёнку понадобится совет родителей и помощь в учёбе. Если можете, помогайте. И сами узнаете, как здорово на самом деле учиться с вашим ребёнком. Вы, вероятно, давно не проводили так много времени вместе! Ребёнку нужно как можно больше помогать и благодарить его за старания.

Ребёнку нужна помощь в организации досуга
Обычно распорядок дня у детей довольно обычный — утром они ходят в школу, учатся, отдыхают и едят в определенное время, затем посещают кружки по интересам, играют с друзьями    и т. д. Дома также необходимо сформировать ребёнку распорядок дня, который позволит ему как учиться, так и играть,  и отдыхать. Желательно составлять распорядок дня совместно с вашим ребёнком и договориться о том, как вы будите  контролировать его соблюдение. Например, когда родитель находится вне дома, он звонит ребёнку с работы в момент начала каждого нового пункта распорядка. Интересуется, как прошло предыдущее действие, и напоминает о начале следующего. При необходимости вы со своим ребенком можете придумать систему мотивации и сделать свой распорядок дня более игровым. Существует риск, что дети будут проводить долгие часы дома в интернете, играя в видеоигры и за просмотром фильмов.    
Чтобы сделать домашнее время более осмысленным, необходимо осознанно помогать ребёнку в поиске занятий и заключать с ребёнком договоренности. Советы:
1.Обязательно запишите в своём распорядке дня, когда и как долго вашему ребёнку разрешается проводить свободное время за экраном компьютера.     
2. Посоветуйте вашему ребёнку видеоролики с упражнениями, видео-лекции, игры для тренировки мозга и другие развивающие занятия в интернете.   
3.Когда вы находитесь дома, привлекайте детей к домашним обязанностям.
4. Найдите ребёнку подходящий по возрасту сборник рассказов и согласуйте количество страниц, которые он будет читать каждый день. Вечером поинтересуйтесь, что он прочитал, также можете прочитать главу в той же книге вместе с ребёнком и т. д.   
5. В период, когда не рекомендуется находиться в общественных местах,  найдите возможность оставаться на открытом воздухе и заниматься спортом.      6. Поищите дома все забытые настольные игры и проводите время со своей семьёй.
     Дети всех возрастов нуждаются в любви и внимании своих родителей — даже подростки, которые не всегда сами об этом просят. Не забывайте слушать своих детей, по-доброму общаться и мотивировать их. 


Рекомендации родителям в период дистанционного обучения.
 
  1. Сохранять спокойствие при работе с ребенком. От спокойствия родителей зависит спокойствие детей.
  2. Подготовить рабочее место для ребенка. Наличие письменного стола, удобного сиденья ,настольной лампы для освещения,. Наличие интернета для включения видеоконференции или проведения тестирования.
  3. Зарегистрироваться на образовательной платформе, которую выбрало образовательное учреждение. Обязательное ознакомиться с материалами занятий, совместно разобрать непонятные для школьника моменты.
  4. Обеспечить ребенку правильный режим дня (расписание занятий, режим отдыха и сна).
  5. Обеспечить рабочую обстановку ребенка. Выполнять систематический контроль за сохранением доступного интернета на образовательной платформе, отсутствием отвлекающих факторов.
  6. Подобрать одежду для учащегося. Ребенок должен быть в одежде, создающей рабочую атмосферу.
  7. Вести учет успехов ребенка. Отдельно запишите на доске/листочках достижения учащегося  на дистанционном обучении.
  8. Обеспечить должную физическую нагрузку и соблюдение правил гигиены. Проведение физминуток, зарядки и гимнастики. При наличии показаний – проведение комплекса ЛФК.
  9. Наладить  обратную связь с педагогом. Быть на связи с учителем, обсуждать проблемные вопросы по учебе, консультироваться по поводу проведения занятий, доносить информацию о самочувствии учащегося, не стесняться просить дополнительную информацию о результатах учебы.
    Как помочь гиперактивным и медлительным детям в период дистанционного обучения?
Все дети разные: не каждого ребенка легко усадить за уроки и включить в занятия. Одни гиперактивные и не могут усидеть на месте, другие, наоборот, медлительные. Но, четко соблюдая правила, вы вполне справитесь с обучением своего ребенка.
 
Правила работы с медлительным ребенком:
•          Утром, при подготовке к урокам, важно рассчитывать время так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться и позавтракать спокойно, в его собственном темпе.
•          Для медлительного ребенка очень важны привычные условия работы. Если у него есть собственный письменный стол, если он приступает к домашним заданиям всегда в одно и то же время, то его психике проще быстрее включиться в работу.
•          Медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не нужно озадачивать его неожиданными вопросами, пока он занят предыдущим заданием.
•          Старайтесь избегать ситуаций, когда от ребенка нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос. Необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку.
•          Не работать на «скорость».
•          У медлительных детей часто плохо развита координация движений, поэтому полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.
•          При выполнении домашних заданий с медлительными детьми не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Лучшая схема такова: позанимались математикой – отдохнули – начали заниматься письмом.
•          Чтобы ребенок успевал уловить мысль и действия учителя, рекомендуется идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке. Допустим, если на ближайшем уроке дети будут изучать виды животных, можно посмотреть научно-популярный фильм о животных планеты, чтобы ребенок уже частично включился в контекст темы.
•          Медлительные дети часто тревожны и, как следствие, не уверены в себе. Работайте только                 на "положительном подкреплении": при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните. Это будет самым лучшим стимулом для ребенка.
Правила работы с гиперактивным ребенком:
•          Обязательно соблюдайте режим дня! Вставать, обедать, делать уроки, отдыхать в одно и то же время, даже в выходные дни. Это особенно важно для таких детей, они  быстро устают и выключается из процесса.
•          По возможности придерживайтесь единой системы требований.
•          Гиперактивные дети очень чувствительны к похвале. Их нужно стараться чаще поддерживать, хвалить. В данном случае нет опасности перехвалить.
•          При разговоре старайтесь смотреть ребенку в глаза, можно держать ребенка за руки.
•          Инструкции даем короткие, пошаговые.
•          При выполнении домашней работы лучше делить упражнение на несколько коротких блоков.
•          Ребенку будет легче, если при выполнении домашней работы перед ним будет четкий  план действий.
•          Новые требования вводите заранее, постепенно, чтобы ребенок успел привыкнуть. Можно вывесить их на видном месте и периодически к ним возвращаться. Требований не должно быть много и они должны быть четкими, понятными. О каких-то важных событиях или планах гиперактивному ребенку тоже лучше говорить заранее, тогда не будет столь бурной реакции.
•          Обстановка в семье должна быть комфортной, спокойной; это поможет уравновесить эмоциональный фон ребенка.
Бывает, что дистанционно дети учатся значительно лучше. Сейчас самое главное - справиться с первыми трудностями. Может быть, всех нас ждут новые возможности?
  
Обзор образовательных порталов
 
1.Российская электронная школа (
https://resh.edu.ru/ ).
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Использовать их могут и родители для помощи детям в учебе в новых условиях.
2.Фоксфорд (
https://foxford.ru/ ). Известная онлайн-школа с возможностью осваивать уроки вместе с преподавателем. На период сложившейся эпидемиологической ситуации весь функционал данного ресурса стал абсолютно бесплатным.
3. Учи.ру (
https://uchi.ru/ ). Еще одна бесплатная на период сложившейся эпидемиологической ситуации отечественная онлайн-платформа.
4. Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам:
https://oge.sdamgia.ru/,  https://ege.sdamgia.ru/ .
5.Список электронных учебников можно увидеть на сайте
https://digital.prosv.ru/
6. LearningApps
https://learningapps.org/  сайт для поддержки обучения    и процесса преподавания                 с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.
7.
«Я Класс» — дистанционный тренинг для школьников  yaklass.ru Система онлайн – занятий, информация для учителей и родителей.
8.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов    http://school-collection.edu.ru/
9.Системы для проведения вебинаров, трансляций и групповых занятий
  • Zoom https://zoom.us/ru-ru/meetings.html.  В системе при проведении занятия можно поделиться экраном, подгрузить презентацию, использовать режим белой доски, подключить до 100 человек бесплатно на период 40 минут.
  • Google Classroom https://classroom.google.com/u/0/h
Этот сервис позволяет создавать курсы для каждого класса и отдельно для родителей. Сервис очень прост в использовании. По оформлению он напоминает социальную сеть, но без навязчивой рекламы, постоянных напоминаний и смешных картинок. Что можно делать:
  • добавлять теоретический и практический материалы для учеников;
  • проверять работу учеников онлайн, ставить баллы и возвращать ее обратно на доработку;
  • размещать объявления для класса или отдельно для каждого ученика;
  • писать комментарии к каждой работе;
  • отправлять письма и комментарии ученикам и родителям;
  • назначать дедлайн на сдачу работы;
  • добавлять любой созданный файл с Google Диска: презентации,
  • таблицы, опросы, сайты;
  • прикреплять любые ссылки: на видео-урок, викторину или общий  звонок в Google Meet.
  • UberConference https://www.uberconference.com/ . Uber Conference предлагает простые функции и может принимать до 10 человек с бесплатным пакетом. Это отличный вариант, если вы хотите разместить вебинар без видео и только с медиа-материалами.
  • Skype. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на вебинаре. Учитывая популярность Skype, ваша аудитория, вероятно, уже имеет установленное приложение, и это минус один дополнительный шаг между вами и участниками вашего мероприятия. Вы можете показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.
  • Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
     Инструкция: https://support.google.com/youtube/answer/2853700?hl=ru